Выставка паровозов

В экспозиции военно-исторического комплекса "Старая граница" представлены многотонные паровозы.

Один из них - легендарный паровоз Эм № 728-58. Построен Брянским машиностроительным заводом в 1933 г.

В период существования СССР паровозы являлись основным видом транспорта и выпускались в различных модификациях. Брянский машиностроительный завод – одно из старейших машиностроительных предприятий России. Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода было образовано в 1873 г. В 1892 г. на предприятии построен первый паровоз.

Во время Первой мировой войны завод поставлял для фронта фугасные снаряды. В 1923 г. он был переименован в «Красный Профинтерн» и официально носил это название до Великой Отечественной войны. В это время завод выпускал бронепоезда, производя 19 % паровозов в СССР и 60 % большегрузных вагонов.

Начиная с 1926 г. на протяжении длительного периода на паровозостроительных заводах СССР строились усовершенствованные и усиленные грузовые паровозы ЭУ, ЭМ и ЭР. Российский, а впоследствии и советский паровоз класса «Э» стал самым массовым локомотивом за всю историю паровозостроения. Первые машины этого типа вышли на рельсы еще в 1912 г. Начиная с 1938 г. в СССР происходила централизованная модернизация многих паровозов. На них устанавливалось электроосвещение, задние автосцепки, кипятильные трубы и многое другое. Серия Эм означает «модернизированный».

К 1940 г. Брянский завод выпускал 28 % паровозов серии СО (Серго Орджоникидзе – советский магистральный товарный паровоз).
Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в г. Красноярск, где был создан Красноярский паровозостроительный завод (ныне – Сибирский завод тяжелого машиностроения). После освобождения г. Брянска началось восстановление разрушенного завода. 23 октября 1943 г. снова зазвучал заводской гудок.

В 1946 г. заводом был освоен выпуск паровозов «Победа». «Победа» был одним из лучших и массовых паровозов – советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0 со сцепной массой 90 тонн, разработанный под руководством конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова.

На железных дорогах СССР до 1957 г. было разработано, построено и эксплуатировалось до 400 типов паровозов.

Жемчужиной коллекции является Паровоз ТЭ-6832 № 16258. Построен заводом Lokomotivfabrik Floridsdorf в 1943 г. в Австрии (г. Вена)

Австрийский локомотивостроительный завод Lokomotivfabrik Floridsdorf (завод по производству локомотивов Флоридсдорфа) был основан в 1869 г. и стал одним из лучших среди европейских производителей локомотивов благодаря качеству и разнообразию его проектов. Немецкие военные паровозы серии ТЭ (тип 52 или BR 52) в большом количестве поступали в СССР в качестве трофеев по репарациям. ТЭ расшифровывается как «Трофейный, идентичный по характеристикам паровозу серии «Э».

Паровоз тип 52 или BR 52 (советское обозначение ТЭ) был разработан в первой половине 1942 г. Основной задачей конструкторов было создание максимально дешевого и технологичного, и в то же время надежного и простого в обслуживании локомотива. Расчётный срок эксплуатации локомотива должен был составлять около 5 лет.

В середине апреля 1945 г., после взятия советскими войсками Вены, значительная часть завода была демонтирована и транспортирована
в Советский Союз. В общей сложности за время войны в распоряжение СССР поступило около 2200 таких паровозов, из которых в полностью исправном техническом состоянии находилось около 2000 машин.

В СССР локомотивы переделали под советскую колею 1524 мм. Не переведенные на советскую колею паровозы использовались в приграничных областях СССР.
В конце 1960-х годов ряд машин (порядка 700) отправили в страны Восточной Европы.

На железных дорогах западной части СССР паровозы ТЭ активно эксплуатировались вплоть до середины 1970-х годов, после чего большая часть была передана промышленным предприятиям. Во время эксплуатации в СССР паровозы серии ТЭ вызывали у советских железнодорожников весьма положительные отзывы. В обиходе паровозы серии ТЭ называли «Тэшками» или «Фрау».

В XXI в. во многих странах сохраняются паровозы-памятники и они пользуются популярностью. Ретропоезда с паровой тягой сейчас очень востребованы. Часть паровозного парка находится в запасе, при необходимости работоспособность паровозов может быть восстановлена.